Амазонки
Согласно античным авторам, на окраине древнегреческого мира обитало племя женщин -воительниц — амазонок. Прекрасные амазонки были популярными персонажами в античной изобразительности, олицетворяя гармонию силы, красоты и свободы. Этот образ, вероятно, был вдохновлен знакомством греков с культурой кочевников — скифов и других племен, в которых женщины наравне с мужчинами участвовали в охотах и битвах.

В античной традиции амазонки, как правило, изображались в сценах сражений. Дочери бога войны Ареса принимали участие во многих легендарных битвах под предводительством своих цариц. Но особенно прославило их участие в Троянской войне: амазонки примчались помочь троянцам выстоять против Ахилла; кульминацией очередной битвы стала гибель царицы Пентесилеи от руки могучего грека.
Тем примечательнее мозаика из Урфы, датируемая V-VI веками, на которой представлена сцена охоты амазонок. В мягких фригийских шапочках, с коротко остриженными волосами и украшенные драгоценностями, одетые в короткие туники на одно плечо, девы-воительницы гонят диких животных. Конная Меланиппа направляет свое копье в сторону истекающего кровью льва. Пентиселея натягивает лук — как и скифы, амазонки умели стрелять на скаку. Две другие воительницы охотятся пешими: это Ипполита, известная по мифу о девятом подвиге Геракла, и Антиопа.

Мозаика исполнена мелким модулем, в тонкой, богатой цветовой гамме и живописной манере. Мягкие переходы тона прослеживаются на ярких одеждах амазонок, тонко моделированы их лица. Так же тщательно, объемно решены фигуры животных и их богатая сбруя, особенно выразительны морды коней. Динамику боя подчеркивают смелые ракурсы поз и развевающиеся плащи амазонок. Очевидно, это работа великолепного мастера, творившего в традиции восточной римской школы.
Уникальность декора Виллы амазонок в том, что ни в одном другом комплексе не обнаружены изображения сразу четырех легендарных цариц амазонок в сцене охоты. Выбор именно такого сюжета для виллы, возможно, объясняется тем, что некоторые греческие авторы помещали царство амазонок на территории современной Турции — где и обнаружен памятник.

Сцены охоты были частым сюжетом в мозаиках римских вилл. Их можно интерпретировать как образ победы человека над хаосом природы, как обозначение его главенствующей роли в мире, что согласуется с антропоцентризмом античной культуры. В ранневизантийское время мифологические сюжеты и персонификации все еще встречались в декоре, однако уже наполнялись особым смыслом и понимались несколько иначе в свете новых взглядов и убеждений.