Герои мифов
При всем разнообразии образов, населяющих богатый мир античной изобразительности, именно человек и антропоморфные божества находились в центре внимания античных художников. Великие герои и красавицы, персонификации явлений природы и абстрактных понятий, олимпийцы и их многочисленная свита повсеместно изображались в жилищах, гробницах, храмах и общественных зданиях греко-римского мира.
Популярным сюжетом для мозаичных мощений триклиния (столовой в римском доме) был триумф Диониса. Триумфы — это торжественные выезды божества со свитой, на колеснице, запряженной посвященными ему животными. Дикие барсы, тигры и другие экзотические кошачьи хищники ассоциировались именно с богом вина и веселья, что отсылает к мифу, согласно которому Дионис был покорителем Индии. Подобный сюжет представлен на мозаичной эмблеме из Зевгмы.

Вместе с Дионисом часто изображались менады или вакханки — исступленно пляшущие и играющие на шумных инструментах женщины. Музыкой и криками они возвещали о приближении бога. Другим часто изображаемым спутником Диониса был Силен — его учитель, добродушный старец в венке из виноградных листьев.
Эмблемой музея Зевгмы стала другая знаменитая мозаика с изображением служительницы культа Диониса. При всей фрагментарности — сохранилась лишь часть лица — этот образ производит сильное впечатление. На голове менады повязан платок, но волосы выбились из-под него во время оргиастической пляски. Уши девушки украшены серьгами в виде колец, давших мозаике название— «Цыганка». У нее узкий лоб, высокие скулы и круглое лицо. Но особенно привлекают широко распахнутые, гипнотизирующие глаза, придающие лицу эмоциональное выражение.
В переводе с древнегреческого «менада» означает «безумствующая». И действительно, участницы вакханалий каждый год на одну ночь покидали свои дома, уходя как можно дальше от людей, в леса и горы, где предавались буйству, славя великого бога. Острохарактерный, даже портретный лик менады из Зевгмы уникален для античного искусства, как правило, отражающего в мозаиках обобщенные лица персонажей. Художнику удалось придать такую жизненную силу образу вакханки, что мы, завороженные ее смятенным взглядом, не замечаем утрат в мозаике.
В 1960-х гг. фрагменты мозаик из виллы Менады, включая известный портрет, были похищены и вывезены в США. В рамках программы по возвращению культурных ценностей в 2018 году мозаики вернулись в Зевгму.
В античных мозаиках часто можно встретить изображения разнообразных божков и нимф, населяющих источники, горы и леса, сопровождающих олимпийцев в их триумфах и пирах, а также духов — даймонов, персонифицирующих, казалось бы, неизобразимое. На мозаике из Зевгмы представлен мужчина, через голову наливающий щедрой струей вино в чашу своей сотрапезницы. Это Акратос — участник свиты Диониса, дух неразбавленного водой вина, олицетворяющий праздничное веселье. Компанию ему составляет Евфросина — одна из трех граций, его супруга, привносящая в застолье светлую радость.
Одной из последних прогремевших находок Зевгмы в 2007 году стала Вилла муз, названная так по крупной и хорошо сохранившейся мозаике с эмблемами. В центре мощения помещена Каллиопа — муза эпической поэзии, окруженная другими восемью покровительницами искусств и наук. Подобные композиции с образами муз, философов или знаков зодиака в медальонах были популярны на востоке Римской империи. По мнению исследователей, выбор такого сюжета мог быть обусловлен интересом владельца виллы к литературе. Считается, что сюжеты, изображаемые в домах на римских мозаиках и фресках, могли давать темы для интеллектуальных бесед.
Еще одним частым сюжетом в мозаиках римских домов было похищение Европы. Прекрасная дева, чье имя переводится как «Запад», играла на берегу моря с подругами, где ее и увидел Зевс. Обратившись в быка, он похитил Европу и унес на остров Крит. Европа родила от Зевса трех сыновей, одним из которых был Минос, ставший правителем Крита.

На мозаике из Зевгмы Европа изображена нетрадиционно — на миксоморфном существе с головой и туловищем быка, переходящим в хвост морского змея. Ее лицо удивлено и напугано, фигура будто соскальзывает с быка, а накидка, которую Европа приподняла и держит за край, развевается, как надутый парус. Кроме того, слева от Европы показана дева, восседающая в такой же позе на крылатом грифоне с хвостом морского чудовища, но вид ее совершенно спокоен.
Судя по другой мозаике из той же Зевгмы, на которой показана девушка верхом на леопарде с рыбьим хвостом, подписанная как Галатея, на мозаике рядом с Европой, должно быть, изображена она же. Галатея — прекрасная нереида, не связанная с мифом о похищении Европы, однако учитывая морской контекст сцены — бык несет Европу через море — она может выступать помощницей или спутницей напуганной девы.
Иногда в мозаиках изображались не отдельные сюжеты, а целые мифологические циклы. История юности прославленного воина Ахилла была обнаружена на полах Виллы амазонок. На одной из сцен мать Ахилла Фетида окунает младенца в чан с водой реки Стикс, чтобы сделать сына неуязвимым. Только пятка, за которую держала богиня ребенка, оказалась его слабым местом — в ногу поразила героя отравленная стрела под стенами Трои. Отсюда произошло известное выражение «Ахиллесова пята». На другом сохранившемся фрагменте изображен слуга Фетиды.

Троя находилась в Малой Азии, поэтому можно предположить, что выбор истории прославленного воина объясняется географическим фактором. Однако примечательно, что сюжеты мозаик Виллы амазонок не связаны с войной, а показывают мирную жизнь героев — детство и юношество Ахилла, охоту, пасущихся зверей.

Репертуар изображений, как видим, был невероятно широк. При выборе сюжета заказчики руководствовались как собственными вкусами, так и модой на определенные сцены. Безусловно, учитывалось и назначение помещения, и та тема для бесед или размышлений, которую изображение подскажет зрителю. В то же время любой образ в античной культуре всегда становился очередным поводом воспеть красоту мира и отдать почести богам.