Иногда в мозаиках изображались не отдельные сюжеты, а целые мифологические циклы. История юности прославленного воина Ахилла была обнаружена на полах Виллы амазонок. На одной из сцен мать Ахилла Фетида окунает младенца в чан с водой реки Стикс, чтобы сделать сына неуязвимым. Только пятка, за которую держала богиня ребенка, оказалась его слабым местом — в ногу поразила героя отравленная стрела под стенами Трои. Отсюда произошло известное выражение «Ахиллесова пята». На другом сохранившемся фрагменте изображен слуга Фетиды.
Троя находилась в Малой Азии, поэтому можно предположить, что выбор истории прославленного воина объясняется географическим фактором. Однако примечательно, что сюжеты мозаик Виллы амазонок не связаны с войной, а показывают мирную жизнь героев — детство и юношество Ахилла, охоту, пасущихся зверей.
Репертуар изображений, как видим, был невероятно широк. При выборе сюжета заказчики руководствовались как собственными вкусами, так и модой на определенные сцены. Безусловно, учитывалось и назначение помещения, и та тема для бесед или размышлений, которую изображение подскажет зрителю. В то же время любой образ в античной культуре всегда становился очередным поводом воспеть красоту мира и отдать почести богам.