Персонификации
В греко-римском мире, насквозь проникнутом изобразительностью, абстрактные понятия также имели свое олицетворение в искусстве. Одним из часто встречаемых был образ Ктисис — персонификации акта основания, сотворения, создания того, чего раньше не существовало. Этим словом греки описывали новые колонии, которые основывали по всему средиземноморскому миру, а также закладку города или здания.

Популярным изображение Ктисис становится в позднеантичную эпоху. Символический образ богато одетой женщины в диадеме и с измерительным прибором в руке, играющим роль ее жезла и атрибута, был особенно распространен в провинциальном римском искусстве, в первую очередь мозаиках, и встречается как в гражданских, так и в религиозных, в том числе христианских, постройках.
Чаще всего погрудные изображения Ктисис помещались в круглый медальон с орнаментальным бордюроми были центром какой-либо композиции, разворачивающейся вокруг.

Уникальное изображение Ктисис VI века входило в декор ранневизантийской Виллы амазонок. Прекрасная дева, усыпанная драгоценностями и задрапированная в золотой плащ, изображена по пояс на фоне каменной монументальной постройки, между двумя выступающими частями которой натянута зеленая занавесь. Архитектурные фоны — не новость для античного искусства, однако аналогов такому изображению Ктисис пока не обнаружено.
Персонификация абстрактных идей, разработанная философами-стоиками, оставалась популярной и гораздо позднее. В раннехристианских текстах, например, у Павла, акт творения Богом всего сущего персонифицирован в русле античной традиции, и у других христианских авторов создание мира описывается тем же греческим словом kτίσις. Таким образом, поздние изображения Ктисис можно интерпретировать в контексте христианского учения как более широкое понятие Мироздания.
Персонификации времен года — оры (хоры) встречаются в мозаиках Сирии со II века. Как правило, сезоны изображаются молодыми девушками, реже юношами, погрудно, иногда крылатыми и всегда в венках — сплетенных у Весны из сезонных цветов, у Лета из колосьев и у Осени из плодов винограда. Отличается только Зима — ее голова покрыта, а в руках увядающие ростки.
Изображения времен года в декоре жилища или храма напоминали о вечном обновлении природы и круговороте жизни. К этой же группе можно отнести персонификации Геи-Земли, изображаемой с рогом изобилия и в венке из плодов, что означает ее плодородие и интерпретируется как пожелание достатка.

В римских мозаиках встречаются и другие примеры персонификаций. Из Антиохии происходят две подобные мозаики, из разных комплексов: на обеих в кессонах погрудно изображены женщины, одна из которых подписана как δύναμις, что значит «сила», «мощь», другая ἀγορά — «собрание». Кессоны входили в большие напольные мощения, и, по всей видимости, смысловая нагрузка этих олицетворений раскрывалась в контексте всего памятника.