Для цивилизаций древности искусство было не только и даже не столько украшением жизни, сколько способом передачи информации и выразителем идей. Поэтому любое изображение несло в себе идею, было высказыванием, напоминанием или пожеланием зрителю.
Философия гедонизма, разработанная эллинами, была воспринята и развита в римской культуре. Известные и сегодня латинские фразы carpe diem — «лови день» и memento mori — «помни о смерти» призывали жить здесь и сейчас, наслаждаясь моментом. Эти идеи нашли отражение и в мозаиках.
Главным героем в таких композициях выступал человеческий скелет, зачастую с сосудом или чашей вина в руке. Такой образ, размещенный в триклинии римского дома, напоминал пирующим о скоротечности жизни, акцентируя внимание на ценности момента, ведь на том свете не удастся продолжить радости бытия.
Известно несколько римских мозаик на этот сюжет. Последней находкой стал мозаичный триптих, обнаруженный в 2012 году в Антакье. Он уникален тем, что на панно представлены три сцены, окруженные общим орнаментальным бордюром; две из них подписаны, третья сохранилась фрагментарно.