Вазы
В античной культуре вазы занимали особое место. Ни одна другая цивилизация не оставила нам такого большого количества форм и способов декора сосудов или свидетельств столь широкого их применения.
Уже самые ранние, архаические вазы могли использоваться как вместилище для праха покойного, позднее сосуды часто изображались на погребальных стелах, а каменные вазы украшали вход в гробницы. Возможно, это связано с представлением о человеческом теле как сосуде для души. И сегодня мы называем составные части ваз как части тела: ножка, тулово, плечики, горлышко.

Поверхность древнейших сосудов покрывалась геометрическими узорами и условными фигурами-знаками, которые интерпретируются не как декоративный мотив, а скорее как зримый образ картины мира. Культовые сосуды, используемые в ритуалах, были способом передачи важной информации об устройстве мира, о его иерархии, о жизненных циклах.
Амфоры — емкости для вина, кратеры, в которых вино смешивалось с водой, килики — чаши для питья, разнообразные кубки и другие сосуды являлись необходимым элементом античного застолья, и со временем их декор разнообразился сюжетными и мифологическими сценами, которые становились темой для бесед пирующих. Особо украшенные вазы дарились победителям в соревнованиях и участникам мистерий — таинственных религиозных праздников, приобщение к которым становилось важнейшим событием в жизни человека.

В мозаиках изображения различных сосудов часто встречаются на протяжении не только всей античной эпохи, но и позднее, в византийское время. В зависимости от контекста, то есть сюжета и композиции мозаики, они могут по-разному интерпретироваться. Сосуды часто присутствуют в сценах дионисийского круга как необходимый атрибут бога вина и веселья. Сосуд как вместилище для священного напитка — вина, дающего свободу, — стал символом гедонизма, присущего и грекам, и римлянам.

Помещенные на бордюр мозаики, изображения сосудов становятся красивым декоративным мотивом: живописными складками ниспадает накинутая на сосуд ткань, его оплетают произрастающие побеги винограда или фантастических пышных цветов, птицы слетаются на край чаши, чтобы испить свежей воды. В таких композициях сосуд предстает вместилищем священной живительной влаги, являясь символом чистоты и пожеланием изобилия.