Музей мозаики Зевгма (Zeugma Mozaik Müzesi)
Греческая колония Селевкия была основана сподвижником Александра Македонского Селевком Никатором, а позднее вошла в состав Римской империи под именем Зевгма (Зеугма). Город, расположенный на берегу Евфрата на границе с Сирией, имел
стратегическое значение и до III века активно расстраивался и богател. Однако в 253 году персы практически сравняли город с землей. Из крупного центра с великолепной архитектурой и богатыми виллами он превратился в угасающий провинциальный
поселок. И только в XX веке, в 1995 году, когда во время возведения плотины неподалеку древний город начало затапливать, турецкое правительство поторопилось принять
решение о раскопках. Тогда и возродилась древняя Зевгма, явив миру тысячи артефактов и целые километры фресок и мозаик.

В 2011 году в Зевгме открылось новое здание музея, побившего рекорд тунисского собрания Бардо. В археологический комплекс входят несколько вилл римского времени (I–II вв.), а также храмы и другие постройки. Это одно из крупнейших в мире хранилищ древних мозаик, общей площадью около 3000 кв. м. Уникальным музей Зевгмы делает то, что многие мозаики экспонируются in situ (то есть на месте обнаружения), а на остатках стен частично восстановлены фрески, расставлены колонны и статуи, когда-то
украшавшие дома горожан. Все эти усилия направлены на создание ощущения пребывания в античном доме.
Отличительной особенностью мозаик Зевгмы является богатая орнаментика: многие сюжетные сцены окружены бордюром, заполненным разнообразными и сложными орнаментами, а также сопровождаются изображениями флоры и фауны, помещенными в
клеймы.
Археологический музей Хатая (Hatay Arkeoloji Müzesi)
Город Антакья, расположенный в области Хатай, также основал Селевк I, назвав его по имени своего отца — Антиохия. Как и Зевгма, Антиохия находилась на пересечении торговых путей, поэтому ко II веку, уже при римлянах, это был мегаполис с полумиллионным населением, центр провинции Сирия.
Для отдыха от городской суеты римляне облюбовали поблизости от города живописное местечко Дафне (современный Харбие). Там во II–III веках возводили роскошные виллы, украшенные мозаиками. Именно они и легли в основу коллекции Археологического музея Хатая, открытого в 1948 году, где также представлены мозаики как римского, так и византийского времени из самой древней Антиохии и других ее окрестностей. Однако
большая часть обнаруженных в 1930-х годах мозаик была распределена между американскими музеями, так как именно они спонсировали и проводили раскопки.
Тем не менее размер коллекции музея Хатая на сегодняшний день не уступает собранию музея Зевгмы. Впечатляет высокий художественный и технический уровень антиохийской
школы мозаики. Римская традиция представлена сюжетами из античной мифологии, изображениями флоры и фауны, аллегориями и орнаментами, стилистически близкими к мозаикам Зевгмы.

Город Антиохия не был оставлен жителями, как Зевгма, поэтому многие древние памятники находятся под современными постройками. В 2010 году при закладке отеля в центре Антакьи был обнаружен самый большой известный на сегодня комплекс: около 1000 кв. метров великолепно сохранившихся мозаик с геометрическим орнаментом и мифологическими сюжетами. Напольное мощение украшало римское общественное здание II века. Из-за колоссальных размеров мозаика оставлена in situ, и сейчас в нижнем ярусе отеля Antakya Museum Hotel находится музей.
Музей мозаики Большого дворца (Büyük Saray Mozaikleri Müzesi)
Уникальный комплекс Музея мозаики Большого дворца был обнаружен в 1935 году. Мозаичные мощения украшали перистиль (внутренний двор) Большого императорского дворца в Константинополе — столице византийской империи. Мозаики датируются исследователями широко, от IV до VII веков, и не имеют прямых аналогов.
Дворец был оплотом власти, культурным и религиозным центром, в его ансамбль входила знаменитый храм Айя-София. При Османах комплекс дворца был частично застроен, частично разрушен, но, вероятно, перистиль не был единственным помещением с мозаичными полами, и археологам еще предстоят удивительные открытия.
Небольшое здание музея, возведенное прямо над памятником, хранит лишь часть монументального мозаичного комплекса: 180 кв. метров фрагментированных мозаик размером от 1 до 6 метров. Предполагается, что общая площадь мозаики составляла от 2000 до 4000 кв. м.

Мощение ранневизантийского времени, выполненное из смальты и натурального камня, технически и стилистически продолжает традицию римских мозаик. Многие фигуры исполнены в сложнейшей технике opus vermiculatum, редко применявшейся на больших площадях, а фон выложен белым камнем в технике «рыбья чешуя» — это декоративный способ укладки строчек, расходящихся веером из центра и как бы наплывающих одна на
другую, как чешуйки у рыбы.

Стиль мозаик исследователи связывают со средиземноморским регионом, однако они не повторяют известные римские образцы, представляя собой уникальное, самостоятельное произведение ранневизантийского периода, еще опирающегося на античную традицию.
90 сохранившихся сюжетов показывают повседневную жизнь: жанровые сценки, изображения работы и детские игры причудливо соседствуют со сценами охоты и терзания, изображениями экзотических животных и мифических существ.
По периметру мозаика выложена сложными декоративными узорами из растительных орнаментальных мотивов, включающих реалистичные, почти портретные изображения лиц — маскароны.
Все полотно разбито на группы и сцены, сюжетно не связанные между собой, и при всей пластичности трактовки фигур сами они обведены контуром и аппликативно наложены на фон. Мастер отказывается от изображения иллюзорной глубины пространства, позема, теней, что сближает это на первый взгляд позднеантичное произведение с византийским
искусством. Можно предположить, что такая композиция мозаики разворачивает перед зрителем панораму разнообразия и красоты мира, сотворенного Господом и вверенного императору.
Музей мозаики Халеплибахче
(Haleplibahçe Mozaik Müzesi)
Современный город Урфа (или Шаншлыурфа) располагается на месте античного города, а позднее важного византийского центра Эдесса. В 2006 году поблизости от Урфы, в местечке Халеплибахче, была обнаружена крупная вилла, украшенная великолепными напольными мощениями V–VI вв.
Двенадцать залов виллы, для сохранности перекрытые огромным куполом, наполнены сценами из жизни греческого воина Ахилла — героя Троянской войны, и изображениями охотящихся амазонок: отсюда и название памятника — «Вилла амазонок». Еще одной интересной находкой на вилле стало изображение Ктисис — персонификации абстрактного понятия основания, возведения города или постройки. Кроме того, в Археологическом музее Шаншлыурфы экспонируется и гораздо более древняя мозаика с
изображением Орфея II века н.э.

Своим великолепием и техническим совершенством эти мозаики не уступают изображениям из императорского дворца. По всем признакам владелец виллы был не последним человеком в городе, а также хорошо знал и любил уже уходящую в прошлое
античную культуру.