Океан
С глубокой древности Океан считался прародителем всего сущего. Вода была источником животворной влаги, необходимой для плодородия земли. Поэтому в традиции многих народов считалось, что именно из первоначальных вод родилось небо, поднялась земля и появились боги. Для древних греков моря имели особое значение — величайшие колонизаторы в истории, они век за веком отважно отправлялись основывать новые города, разнося свою культуру по всему Средиземноморью.
Морская фауна — часто встречающийся в мозаиках образ, наполненный символическим смыслом. В термах и бассейнах на полах помещались изображения снующих рыб, будто увиденных в толще воды, ползущих по дну осьминогов, резвящихся дельфинов. Мозаичные картины с морскими жителями в интерьерах дома интерпретировались как пожелания удачи и изобилия хозяевам, а изображение рыбы считалось апотропеем, охраняющим от дурного глаза и символизирующим жизнь.

Олицетворением Мировой реки в античной мифологической традиции был титан Океан. Со своей супругой Тетис (возможно, еще более древней персонификацией Мирового океана) они породили все реки мира и тысячи морских дев-океанид. Изображения величественной пары титанов распространяется гораздо позднее других морских сюжетов, между II и IV веками, и именно в восточных провинциях Римской империи.

Океан как правило изображали зрелым мужчиной со светлыми или, скорее, седыми волосами и бородой, часто в паре с Тетис, в окружении фантастических и реальных морских существ. Отличительной чертой иконографии этих божеств является наличие клешней краба у Океана в прическе и небольших крылышек на голове Тетис. Атрибутом Океана было весло, а Тетис — морской драконоголовый змей Кетос.

Частыми спутниками Океана и Тетис были рыбачащие амуры на дельфинах. Дельфин ассоциировался с мужской силой, а крылатые божки-амуры или купидоны — с любовными узами. В таких сценах супружеская пара титанов интерпретируется как покровители брака.
Тетис также могла изображаться без Океана. Яркий пример — мозаика V века из Якто. Здесь Тетис поднимается из моря, на ее обнаженные плечи ниспадают распущенные темные волосы, в ушах — роскошные серьги, ее грудь обвивает змей Кетос. Золотое весло в ее руках и клешни на голове говорят о сближении образов двух олицетворений моря.

Образ зеленоволосого Океана часто встречался в орнаментах как апотропеический мотив, самый известный пример которого — это лик Океана в бордюре мозаики Большого дворца, удивительно живой и характерный, почти портретный.