Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился пространством и временем
полный.
О. Э. Мандельштам
Выставка «Позднеантичные мозаики Турции» — пятая по счету выставка в рамках проекта «Российский Музей Мозаики».
Этот просветительский проект родился в студии «Сад Гранат», которая более 10 лет занимается мозаикой. Он знакомит публику с древними античными и средневековыми мозаичными памятниками. Данная выставка — новый шаг в его реализации. В его рамках уже состоялись выставки: «Прекрасные сады и города в древних мозаиках Иордании и Туниса» (2018 г.), «Античные и средневековые мозаики Рима» (2019 г.), «Живые камни земли Израильской» (2020 г.), «Под пеплом Везувия: мозаики и мозаичные интерпретации фресок древнеримских городов» (2021 г.). Мозаики выполнены художниками и студентами студии.
Турция выросла из некогда грозной Османской империи, развернувшей свои владения в богатейшем культурно-историческом регионе на стыке европейской и азиатской цивилизаций.
Благодаря уникальному расположению и богатой истории, Турция наполнена огромным количеством исторических достопримечательностей, представленных на разнообразных природных ландшафтах. Археологические раскопки последнего времени обнаружили множество мозаичных памятников эпохи поздней античности, которые были собраны в музеях страны и в зарубежных музеях.
Музей мозаики Большого дворца в Стамбуле, Музей мозаики Зевгма в Гизиантепе, Музей мозаики Халеплибахче в Шалынурфе, Археологический музей Хатая в Антакье — они становятся отправными точками нашего исследования.
Поздняя античность — завершающий этап античной цивилизации, обычно ограничиваемый III-VI веками н. э. В это время происходит медленная интеграция разнонаправленных тенденций старого и нового, в ходе которой формируется культура Средневековья.
В конце периода Поздней античности христианство стало в Восточной Римской империи государственной религией, но античное культурное наследие хорошо сохранилось в быту. Примером этого служат мозаичные полы старинных вилл и дворцовых комплексов, которые мы можем увидеть в современных музеях Турции.
Мозаики — это каменные книги, рассказывающие о жизни, нравах и верованиях античных людей. И во всемирной «библиотеке» они пересекаются с другими каменными книгами — скульптурными произведениями нашего современника Валерия Бытка. Архаичные на вид скульптурные рельефы будто пропитаны солнцем тысячелетий. В камне проступают трогательные истории из детства автора, где мы встречаем птиц, зверей, дворовых «героев», переплетения виноградных лоз — почти как в мозаичном мощении пола перистиля Большого императорского дворца. Перекликаются с древними мозаиками и скульптуры на религиозные, христианские сюжеты.
В руках скульптора предметы из камня превращаются в мистические артефакты. Мифы античности, символы христианства переплетаются с личным мифом художника. В этом пространстве синтеза возникает нечто новое — ощущение связности мира. Каждое произведение тихо рассказывает историю сотворения. Хотите услышать эти истории?